От эксперимента к необходимости
Еще недавно искусственный интеллект в логистике воспринимался как нечто экспериментальное — «большая красная кнопка», с помощью которой можно решить все проблемы разом. Сейчас мы видим четкий переход от опытов к осознанной потребности. Бизнес стал лучше понимать, какие конкретные задачи можно закрыть с помощью умных алгоритмов.
Традиционные системы оперативного и управленческого контура выполняют функции по ведению текущих данных в транзакционном контуре, частично справляются с наведением порядка в большом объеме данных и проведением цифровизации. Фактически, текущие системы обеспечивают прозрачность бизнес-процессов, но не всегда могут помочь с их оптимизацией. При этом именно интеллектуальные технологии способны радикально изменить подход к управлению логистикой.
Природа сбоев: почему логистика уязвима
По данным Arthur Consulting, к 2030 году дефицит специалистов в транспортно-логистической отрасли может вырасти на 50% — и это одна из главных причин перебоев. Однако ситуацию усложняют и другие факторы: резкие изменения в транспортных потоках, смена партнеров, новые требования к прозрачности доставок — все это создает дополнительную нагрузку на отрасль.
Так, например, Китай обеспечивает прозрачность при организации транспортных потоков грузов на своей стороне и невольно формирует требования по высоким стандартам для цифровизации партнеров. Российским компаниям приходится адаптироваться к этим требованиям, переводить процессы в цифровой формат и внедрять умные системы, способные передавать партнерам информацию, которая необходима для равноценной прозрачности при организации транспортировки.
Мультимодальные перевозки также представляют сложность из-за разных тарификаций у различных видов транспорта. Техническое состояние оснащения транспорта разное, ситуация требует мониторинга и оптимального распределения потоков при организации мультимодальных перевозок с максимальным учетом факторов влияния. С точки зрения равноценного развития всех видов транспорта при постоянных геополитических изменениях ИИ может помочь скорректировать планы на развитие мощностей в различных регионах, смоделировать многочисленные сценарии и обеспечить максимизацию прибыли компаниям с использованием различных политик тарификации.
Как работает ИИ в логистике
Для эффективной работы искусственному интеллекту требуется достаточное количество данных. Именно поэтому создание реестров и организация взаимодействия с информационными государственными системами становятся огромным шагом к внедрению ИИ.
Основные технологии и инструменты:
В разных сегментах логистики умные алгоритмы решают специфические задачи. Авиаперевозчики используют их для клиентской аналитики, чтобы формировать предложения, которые будут интересны как пассажирам, так и авиакомпаниям. Судоходные компании больше интересуются прогнозами долгосрочных потребностей и расчетом оптимальных курсов. Железнодорожные операторы догоняют авиаперевозки в части клиентской аналитики, активно применяют ИИ для прогнозирования спроса и планирования загрузки вагонов в грузовых перевозках. Порты применяют умные программы для распределения потоков и уменьшения времени простоя судов.
Показательный кейс — составление плана расстановки вагонов по перегонам. ИИ формирует сложные и оптимальные маршруты для вагонов (несколько точек до возвращения в терминал), чтобы максимизировать прибыль от движения вагона. Еще одним примером может служить создание расписания судов с учетом сезонности, наличия ледоколов и метеоусловий.
Что может сделать бизнес уже сейчас
Для эффективного внедрения ИИ компаниям необходимо:
Внедрению ИИ препятствуют следующие барьеры:
Перспективы ИИ в логистике
Полностью заменить человека искусственный интеллект пока не может. Он дополняет нашу работу, автоматизирует повторяющиеся операции, снижает число ошибок и ускоряет процессы. ИИ подсказывает, как принять оптимальное решение, но выбор всегда остается за человеком.
Применение умных алгоритмов освобождает время персонала для более творческих задач. Рутинные действия, занимающие до 80% рабочего дня, можно автоматизировать — это позволит сотрудникам сосредоточиться на действительно важных вопросах.
В ближайшие 3-5 лет мы увидим, как ИИ уберет рутину из процессов и высвободит человеческие ресурсы. Также повысится прозрачность на каждом этапе цепочки поставок, и улучшится точность планирования благодаря прогнозам. Кроме того, ускорятся грузопотоки за счет лучшей отслеживаемости. И, конечно, вырастет эффективность использования всех ресурсов.
Уже сегодня внедрение искусственного интеллекта в логистических компаниях позволяет снизить нагрузку на персонал, оптимизировать перевозки и положительно влиять на стоимость услуг в отрасли. Учитывая растущий кадровый дефицит, эта тенденция будет только усиливаться.